Украинские коллекторские компании в своей деятельности не ограничиваются давлением на самого должника, и как инструмент «выбивания» долгов используют психологическое давление на третьих лиц: соседей и родственников, сообщили юристы, опрошенные агентством «Интерфакс-Украина».
При этом они отметили, что привлечение третьих лиц, которые ни фактически, ни юридически не причастны к возникшим у должника долгам, к процессу убеждения погасить долг, является незаконным, а деятельность коллекторских компаний сегодня не урегулирована законодательством.
«Коллекторы осуществляют свою деятельность согласно общим положениям Гражданского кодекса, а также Закона О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг. На практике случаются ситуации, когда коллекторские компании используют третьи лица, однако в законодательстве Украины четко не предусмотрена ответственность за такие действия», — сказал старший юрист ЮКК «Ващенко, Бугай и партнеры» Александр Лукьяненко.
По его словам, обращения в милицию или прокуратуру, как правило, результатов не дают, бывают случаи, когда заявления о таких действиях даже не хотят принимать.
Юрист FELIX Law Firm Константин Криулин констатирует, что границы законности коллекторской деятельности определены прежде всего положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов. «В законе предусмотрено только направление должнику письменного требования относительно погашения долга или взыскания его в суде. Конечно же, правомерными являются также переговоры о разных способах и сроках погашения задолженности по воле сторон. Угрозы, психологическое давление, разглашение информации о лице должника, существовании долга, покушение на его честь и достоинство и другие формы давления преследуются законом», — отметил юрист.
По его словам, незаконно вовлеченное в «разборки» между коллектором и должником третье лицо может с помощью юриста обратиться в суд для возмещения морального вреда.
«При этом успех не гарантирован, но во многом зависит от доказывания действий коллекторов в отношении вас, негативных последствий (справка от психиатра о каком-либо расстройстве или обращении к нему и т. д.) и причинно-следственной связи между ними», — отметил К. Криулин.
В случае, если будет доказано, что деятельность коллекторов противоречит учредительным документам или запрещена законом, суд может принять решение о прекращении юридического лица, констатировал юрист.
Адвокат, партнер ЮФ «Губенко и партнеры» Алексей Яценко подчеркнул, что с юридической точки зрения коллекторы не могут ничего предъявить лицу, не причастному к долгу, единственная их цель — психологическое давление.
Адвокат советует игнорировать такие звонки, занести соответствующие номера в черный список и не учитывать их. Можете быть спокойны, «что бы недобросовестные коллекторы ни говорили».
В случае же подачи заявления в суд, по мнению А. Яценко, могут возникнуть проблемы с доказательной базой, поскольку телефонные звонки не всегда возможно технически зафиксировать. «Даже если удастся это сделать, то со временем появится вопрос относительно их признания соответствующим доказательством в суде, проще говоря, суд будет определять: допускать записи как доказательства или нет, возможно, понадобятся экспертизы на предмет того, не смонтирована ли запись, кому принадлежат голоса и т. п.», — объяснил адвокат.
Кроме того, по его словам, сложно рассчитывать на успех в суде при отсутствии точной и полной информации о том, кто звонит по телефону, и о коллекторской фирме, которую он представляет. Добыть такую информацию — еще одна непростая задача.
В любом случае, утверждают юристы, попытки «выбить» долги через третьи лица нарушают ряд законов Украины (Конституцию, Закон «Об информации», Закон «О защите персональных данных» и др.) и предусматривают уголовную ответственность согласно статьям 182, 189, 355, 232, 231 Уголовного кодекса.
«В случае давления через третьи лица коллектор имеет в своем распоряжении его персональные данные, которые, вероятнее всего, получены с нарушением закона. Действия коллекторов вне закона является их ахиллесовой пятой, чем и должны воспользоваться люди, попавшие в сферу негативного влияния», — подытожил А. Лукьяненко.